Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

Слова известной песни, которую не слышал разве, что глухой. Но мало кто задавался вопросом кто такой «Варяг» и почему ему одному посвятили песню. Оказывается, под таким именем плавал крейсер в начале 20 века. Правда, плавал совсем недолго. В 1901 году его ввели в эксплуатацию, а через три года — затопили. 


Поражение он потерпел в первом же бою русско-японской войны в Порт-Артуре. Ну, не в то время, не в том месте оказался. Бой длился всего 50 минут. За это время крейсер выпустил 1105 снарядов, а его «друг» канонерская лодка «Кореец» всего 52 (но, правда, и вступил в бой в самом конце). Эти два судна воевали против шести крейсеров и 8 миноносцев. Бедный Варяг за эти пятьдесят минут так получил от японцев, что оставалось всего два варианта: или затопить его или взорвать. Решили топить. А «Корейцу» повезло меньше — его взорвали.

Японцы были настолько поражены отвагой и «самурайской честью» офицеров и моряков «Варяга», что приводили их подвиг, как пример для подражания. В Сеуле есть (был?) музей памяти героев «Варяга», а капитан крейсера Всеволод Руднев награжден орденом Восходящего солнца.

Австрийский писатель, прознав про бой «Варяга», тоже оказался под таким впечатлением, что быстренько сочинил стих повествующий об этом сражении на Чемульпо. Потом было два перевода на русский язык. Русской общественностью был выбран только один (как раз тот, который мы и знаем). В скором же времени был «стих на музыку положен». Впервые песню исполнили публично на торжественном приеме, который устроил Николай II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».

И если судьба «Корейца» известна и ничего интересного в себе не содержит, то с «Варягом» не все так просто. 

После сдачи русскими Порт-Артура, японцы подняли «Варяг», отремонтировали его, дали новое название и стали проводить учения на нем. Продолжалось это безобразие семь лет. Потом началась Первая Мировая, русские объединились с японцами и выкупили у них «Варяга».  Через какое-то время ему понадобился серьезный ремонт. Его отправили в Великобританию. Ну, а дальше русская душа повела себя как обычно: отказалась платить за ремонт. Британцы конфисковали «Варяг» и продали его немцам на металлолом. Последние, при буксировке, случайно его утопили. Так как это было недалеко от берега в Ирландском море, местные жители не преминули этим воспользоваться и часть крейсера была растащена. Затем остатки зачем-то взорвали.  Дальше начинается неинтересная часть: погружение, переговоры с Южной Кореей на тему возврата реликвий на родину, экспозиции и прочее. Все это длилось больше 6 лет. Что сейчас с остатками крейсера, кому они принадлежат и где хранятся — я не знаю. 

Так вот к чему это я все. Книга Порт-Артур — просто потрясающее произведение! Недавно ехала в метро и читала про очередной бой и так интересно было, что решила: «Пока не узнаю, доплывут до берега или нет, не выйду из метро». Не доплыли. Погибли почти все. Там вообще положительные действующие лица очень часто умирают. Еще только трехсотая странница из восьмиста первого тома, а «знакомых» почти не осталось. И да, я девочка. Да, я должна любить читать про любовь. Ну, на крайний случай про природу. Но интересен Порт-Артур. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *